Главная страница > Юрий Дмитриевич Казанчев

Юрий Дмитриевич Казанчев

Преподаватель

"...Кандидат наук, преподаватель Института ЭМИТ РАНХиГС, который также стал в 2019 году одним из лучших преподавателей института по версии студентов...."
Интервью с Юрием Дмитриевичем Казанчевым, кандидатом наук,
преподавателем Института ЭМИТ РАНХиГС, который также стал в 2019 году одним из
лучших преподавателей института по версии студентов.


Кого я ни опрашивал из студентов, все относились к вам положительно. Даже
если сначала рассказывали, как их «завалили» на сессии, в конце обязательно
добавляли, что вы им очень нравитесь. Как добиться такой любви студентов?


Начнём со второго вашего предложения, оно некорректно, на мой взгляд,
сформулировано. Никого я не заваливаю на сессии, завалиться студент может только сам.
Причём в основном прогорают на шпаргалках. При этом я считаю, что готовиться к
экзаменам путем написания письменных вариантов ответа на каждый вопрос - вещь
полезная. Это ни что иное, как систематизация знаний. Преподаватель обязан не позднее,
чем за месяц до экзамена вывесить экзаменационные вопросы на коллективной почте
курса. Поэтому если студент что-то пропустил, у него есть время, чтобы разобраться с
неясными вопросами, обратиться к товарищам или ко мне.
Что касается любви студентов, то тут все просто. Если я не ошибаюсь, ещё Дейл
Карнеги сказал: «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Этим
принципом я стараюсь руководствоваться.
Даже если какие-то конфликты возникают, мы их с юмором разрешаем. Серьезных
проблем никогда нет. Я не имею права на студентов обижаться, а они на меня имеют, но
не делают этого. Потому что всё открыто, всё понятно в моих с ними отношениях.

Скажите, в чём главное отличие работы в РАНХиГС, если сравнивать с вашим
предыдущим местом работы: Военным институтом (сейчас – Военным университетом)
Министерства обороны?


По своей сути − ни в чём. Учебный процесс, если он правильно организован, ничем
не отличается. Я работаю на двух отделениях Института ЭМИТ. На отделении
национальной экономики и на отделении экономики. И везде учебный процесс
организован очень хорошо.
Контингент другой, это единственное отличие.

То есть все отличия только в обучаемых?

В основном – да. В РАНХиГС, в отличие от военного вуза, в котором я 30 лет
проработал, студенты могут каким-то образом расслабиться, какие-то занятия пропустить
без уважительных причин. Там это было невозможно. И поэтому результаты были
отличными. Даже те, кто приходил на первый курс, особенно из армии, в течение года,
максимум полутора, догоняли «продвинутых» курсантов, которые поступали из лучших
школ Москвы. Они не могли пропустить занятия, не могли отказаться от самоподготовки
ради развлечений. Есть много моих выпускников, которые после окончания Военного
института занимают высокие посты в государственных и бизнес-структурах. Есть даже
главы наших республик, других субъектов Российской Федерации. Но это − результаты их
труда. А у нас студент ушёл из стен Академии и чем он занимается, бог его знает.

То есть всё дело в дисциплине?

Да, я так считаю. Тем более учиться сейчас проще. Есть разные гаджеты, есть
электронные документы и постоянный доступ к ним. Это раньше приходилось сидеть в
библиотеках, ездить в Ленинку и в Химки, где есть её филиал. Но чтобы извлечь пользу из
этого, нужно было быть организованным.
Я если отчитал лекцию, то в тот же вечер вывешиваю на электронную почту
задания к практическому занятию. То есть у студентов есть неделя на их выполнение. И я
могу потребовать с них это задание, что и делаю. Все студенты получают оценку на
каждом занятии. Поэтому высокий процент «автоматчиков». Зачем мне человека на
экзамене спрашивать, когда он весь семестр работал эффективно и показывал высокий
уровень знаний?

Ваши научные работы связаны с ролью правовых дисциплин при обучении
экономистов и оценкой выпускников работодателями. Почему вы занялись этой
тематикой, и что для вас является самым ценным в таких работах?


Я для себя решил, что необходимо заниматься проблемами правового
обеспечения экономической жизни. Сейчас, мои выпускники не дадут соврать, многие
вопросы экономики решены на правовом уровне. В Советском Союзе была командно-
административная система, там экономика по-другому работала. Сейчас жизнь
изменилась, и роль права в решении экономических задач выросла значительно.
Моя задача – научить пользоваться правовым инструментом для защиты своих
интересов или интересов предпринимателя. А у него сегодня их много, причём разных. А
с учётом жалоб на госорганы, которые, якобы, действуют неправомерно, я вооружаю
нужным знанием студентов. Чтобы они знали, что делать, какие меры предпринимать для
защиты своих законных прав. Стараюсь учить их тому, чтобы вежливо, спокойно,
цивилизованно отстаивать свои интересы.

Многие считают право скучным предметом, которым скорее приходится
заниматься в силу обстоятельств. С другой стороны, всегда есть люди, которые
посвящают свою жизнь этой области. Чем вызвано такое полярное отношение к праву?


Все имеют право на свою точку зрения. В свое время Карл Маркс сказал:
«критерием истины является практика». Когда человек сталкивается с необходимостью
решить правовую проблему – у него возникает интерес. Нет насущной проблемы – нет и
интереса. Как только человек попадает в сложную жизненную ситуацию, он обращается к
праву.
Конечно, зачастую отношение к предмету во многом формируется личностью
преподавателя. Каждый предмет воспринимается учеником через наставника. Я в школе
очень любил физику, потому что был классный учитель. А математику терпеть не мог, так
как преподавательница, как мне кажется, не любила ни детей, ни свой предмет.

То есть для студента важно иметь хорошего преподавателя, пока он не
столкнётся с правовыми проблемами?


Да для любого предмета, не только права. На любом курсе, в любом вузе, в любом
месте. Вот заканчивает студент университет, у него, допустим, был предмет бухучёт. А
преподаватель толком не умеет детей мотивировать, не может объяснить, зачем эти
знания нужны.

Когда выходит такой человек из вуза, добивается высокой должности директора,
где сплошной бухучёт и аудит, ему приходится заново осваивать предмет. Ходить на
курсы. Изначально надо понять, зачем тебе это, а здесь преподаватель и должен помочь,
мотивировать студента. И всё пойдёт совершенно по-другому, и не будет негативного
отношения к изучаемому предмету.

У вас есть пример для подражания? Кто вдохновил вас выбрать преподавание
своей работой и посвятить себя праву?


Примеров было много. В первую очередь, это преподаватели военно-
юридического факультета Военно-политической академии, который я заканчивал. Там я
защищал диссертации, а потом ещё и был начальником этого факультета. 30 лет своей
жизни я отдал этому замечательному вузу.
А стремление стать преподавателем зародилось ещё раньше, в военном училище.
У меня первое образование артиллерийское. В славном Тбилисском артиллерийском
училище, которое я заканчивал, были замечательные преподаватели, которые не имели
практически никакого педагогического образования. Это были фронтовики, которые
точно знали, что нам надо и старались этому научить.

Чего обычно не хватает студентам первого курса, с которыми вы работаете?

В основном навыков устной речи. Знания есть, голова на месте, всё прекрасно, но
высказать свою точку зрения, к сожалению, очень многие не могут. И не виноваты
студенты в этом. В этом виновата главным образом система обучения. Вечные тесты. Вот
ты сегодня зачёт по физике в какой форме сдавал? Устной или письменной?

Устной, но по требованию надо было написать всё.

Редкий случай. Но большинство предметов сдают письменно. Учитывая это, я при
опросах всегда даю студентам минуту на размышление с тем, чтобы они смогли
сформулировать мысль. Эффект поразительный!

Что бы вы могли посоветовать тем, кто только собирается поступать в наш вуз?

Думаю, что если абитуриенты профессионально ориентированы, то советовать
особенно нечего, они знают, зачем пришли. В нашей Академии есть самый широкий
выбор специальностей. Нужно грамотно подойти и оценить свои возможности. Полагаю,
что существенную помощь нашим будущим студентам может оказать
профориентационная работа, которая сегодня набирает обороты.

А как Вы выбирали своё образование?

Первое образование моё было, по сути, чисто военное. Пошёл туда, потому что
папа рано умер от фронтовых ран. Мама одна работала, две сестры учились. Одна в МГУ,
другая в Бауманке. Возможности получить гражданское образование даже на бюджете не
было. Я решил, что надо идти в военное заведение, потому что там кормили, одевали,
обували. К тому же прекрасно учили! И ни разу не пожалел.

И последний вопрос: если бы у вас была возможность изменить одну вещь в
текущей системе образования (форму поступления, учебный план, подотчётность или
форму сдачи экзаменов и т.д.), что бы это было?


Как юрист, добавил бы правовых дисциплин. Многие проблемы экономики
находятся в правовой сфере. На отделении национальной экономики Института ЭМИТ это
решено путем введения в учебный план подготовки экономистов специализации
«экономика и право». Сейчас это программа магистратуры. Я ей руковожу. Наша
магистратура заняла 3 место в Европе в международном рейтинге. Вчера у нас была
защита магистерских диссертаций по этому направлению подготовки. Результаты
порадовали.
Но и на других отделениях Института ЭМИТ начали работать над этой проблемой. В
частности, в следующем году на отделении экономики вводят семестровую дисциплину
«правовая среда бизнеса». И она, как представляется, поможет нашим выпускникам, как
минимум, ощущать себя защищёнными с правовой точки зрения.

Интервью подготовили:
Александр Клевайчук,
Надежда Шилова