Главная страница > Константин Булиш

Константин Булиш

Преподаватель английского языка

"...нужно найти такую форму изучения языка, которая будет доставлять радость..."
– Добрый день, Константин Богданович! В 2019 году наши студенты выбрали Вас одним из трех лучших преподавателей отделения Экономики Института ЭМИТ РАНХиГС. Результаты были получены в ходе опроса наших студентов. Как Вы отнеслись к этой награде?
– Здравствуйте! Вы знаете, это было неожиданно и, безусловно, очень приятно. Просто замечательно было получить такой feedback от студентов. Для меня это знак того, что то, что я делаю на занятиях, не проходит даром, что меня ценят как преподавателя. Словом, it made me proud (англ. «я горжусь этим»)!

– Давайте поговорим немного о том, как вы пришли в профессию. Около 7 лет назад Вы вернулись в Россию из Великобритании, где прожили 13 лет. В одном из интервью Вы рассказали, что адаптация к жизни в России Вам давалась нелегко. Что Вы чувствуете сейчас, как устроилась жизнь в Москве?
– Да, сейчас я чувствую себя гораздо лучше и гораздо более комфортно. Нынешняя Москва очень отличается от того города, из которого я уехал в 1999 году. Не в том смысле, что она стала чем-то хуже, как раз скорее наоборот: Москва стала более богатой, удобной, во многом более интересной, но это уже не город моей молодости. У него другой ритм, другое настроение, мне кажется даже запах Москвы изменился.

– А скучаете ли Вы по Лондону?
– Да, безусловно. К счастью, мы живем в то время, когда любая точка земного шара, не говоря уже о Лондоне, достижима в течение 24 часов. В Лондон я стараюсь ездить каждый год, ведь там остались многие мои друзья, любимые улочки, пабы и, конечно, воспоминания.

– По Вашим словам, Вы вернулись в Москву благодаря работе мечты – работе на радио. Как сейчас у Вас обстоят дела с этой профессией? Расскажите, что она Вам дала?
– Действительно, отчасти я вернулся в Россию, потому что мне предложили работу на станции «Голос России». Я вел англоязычную передачу, которая называлась «Russian Book World». За два года работы мне посчастливилось беседовать в эфире с крупнейшими российскими писателями, а также с западными авторами книг о России (в основном исторических). Это была очень интеллектуально насыщенная работа – нужно было прочитывать по книге в неделю, делать много исследовательской работы, придумывать вопросы гостям программы.
На радио я больше не работаю, но, тем не менее, я часто слушаю радио и остаюсь большим поклонником этого media. В день я слушаю радио по два или три часа.
Самое ценное, что я получил от работы радиоведущим, – это, наверное, умение никогда не теряться, ведь на радио происходят самые необычные вещи: всегда нужно быть готовым к неожиданному повороту беседы, или техническим неурядицам.


– Назовите Ваши любимые радиостанции.
– Мне нравятся многие передачи «Эхо Москвы». Но как радио, если слушать его непрерывно, мне больше импонирует «Серебряный Дождь». Из англоязычных радиостанций я люблю слушать британские «BBC Radio 4», «BBC World Service» и американское oобщественное радио «NPR». Вообще интернет дал второе дыхание радио, теперь можно слушать тысячи радиостанций со всего мира в отличном качестве. Для меломанов или людей, изучающих иностранные языки, это замечательный ресурс.

– Сейчас Вы работаете преподавателем английского языка, хотя получали образование преподавателя географии. Как так вышло?
– Я закончил МПГУ по специальности Преподаватель географии с дополнительной специальностью Преподаватель английского языка. Недавно я был на встрече выпускников, и мы шутили, что я, пожалуй, один из немногих, кто работает точно по специальности. У нас на ЭФ я преподаю английский язык, в то время как в Шанинке (МВШСЭН) преподаю географию, причем на английском языке.

– Почему Вы решили стать преподавателем?
– Вы знаете, это интересный вопрос. Я никогда не любил школу, в университете мне нравилось гораздо больше. Но я никогда не думал, что буду преподавать в университете. Отчасти это, наверное, влияние родителей. Моя мама всегда говорила, что учитель – это одна из самых замечательных профессий. Может быть, в таком выборе есть даже некоторая доля нарциссизма. Я думаю, что большинству преподавателей нравится быть в центре внимания, быть популярным среди своих студентов, особенно тем, кто любит свою работу. В любом случае я не согласен с английской поговоркой «Тhose, who can, do. Those, who can’t, teach» (Кто может – делает, кто не может – учит). Быть хорошим преподавателем – это во многом призвание и часто нелегкий труд.
Также, мне очень нравится атмосфера университета. Я согласен с высказыванием известного географа И-Фу Туана о том, что университет – это земная форма рая. Ведь это место вечной юности, где молодые люди учатся чему-то важному и новому, живут сегодняшним днем и заводят друзей, которые наверняка будут сопровождать их всю жизнь.


– Летом 2018 года вышел Ваш учебник по английскому языку, совместно с Измаилян Д.Б. и Мажутисом М.В. Расскажите о нем: почему вы решили выпустить собственный учебник, какие в нем особенности и отличия от любых других учебников?
– Наш учебник называется «English for Economics». Это уникальный учебник, который кропотливо создавался несколько лет. Хотя учебных пособий по английскому языку для экономических специальностей довольно много, наш учебник отражает специфику преподавания экономики именно на нашем факультете, особенно на отделении Экономики. Как известно, у нас экономика довольно теоретическая и сложная математически. «English for Economics» помогает студентам в полной мере научиться читать англоязычные статьи и учебники, разумеется, при условии успешного освоения курса. Это очень важно в современных условиях, ведь, хотим мы этого или нет, большинство научной литературы по экономике издается на английском языке.

– А Вы когда-нибудь занимались переводом учебников или книг?
– Я занимался переводом книг на английский язык с русского, но не наоборот. Мой последний перевод – это статьи об истории курдского народа, которые скоро выйдут на английском языке.

– Скажите, а какие языки, помимо английского, Вы знаете?
– Помимо английского языка я говорю на украинском, потому что вырос на Украине. Хотя, пожалуй, теперь я знаю его хуже, чем английский. В свое время я пытался изучать французский и итальянский языки. Но, к своему глубокому сожалению, я их не освоил. Хотя до сих пор помню довольно много итальянских и французских слов и фраз.

– Очень часто на семинарах по английскому Вы советуете нам, студентам, развивать самые разнообразные навыки (например, слепое печатание). Какими интересными навыками Вы обладаете сами?
– Что касается необычных навыков, то, наверное, это навык медитации. Научиться медитации, на самом деле, совсем непросто. В наше время, когда так сложно сосредоточится, где так много каких-то отвлекающих девайсов с социальными сетями, навык медитации и сосредоточения – очень важный навык. Очень рекомендую его освоить или хотя бы попробовать.
Также всем студентам я бы посоветовал подружиться с каким-нибудь видом спорта. Возможно, это будет какой-то игровой спорт, которым можно заниматься всю жизнь, постоянно совершенствуя технику. Для меня таким стал бадминтон. Но к нему я пришел довольно поздно.


– При подготовке к интервью я решила спросить у Ваших студентов, что им было бы интересно узнать при разговоре с Вами. Один из самых популярных вопросов: «Какой лучший способ выучить английский язык?». Можете, пожалуйста, на него ответить?
– Это непростой вопрос, ведь здесь много разных факторов. Важны мотивация студента, возраст, способности. Конечно, легко сказать: «Поезжайте в англоязычную страну, проживите там несколько лет, и вы вернетесь с прекрасным знанием английского языка». Но такой путь доступен немногим. Мне кажется, важно понять, какого типа вы человек: человек, которому важны цели, или человек, которому важен сам процесс обучения. Если для вас важны цели, вам повезло.
Такие люди, как правило, отличаются высокой мотивацией и выучивают язык в любом случае. А есть люди, которые вроде и хотят выучить язык, но вид учебников повергает их в скуку в лучшем случае и в ужас в худшем. Тогда нужно найти такую форму изучения языка, которая будет доставлять радость. Это может быть просмотр сериалов в оригинале, разбор текстов любимой музыкальной группы или нахождение такой интересной темы, о которой можно читать на изучаемом языке. Внутренний интерес – очень мощный стимул к изучению языка. Хотя, безусловно, без какого-то формального изучения языка, без учебников обойтись нельзя, придется как-то структурировать свои знания.


– В завершение может быть у Вас есть какое-нибудь наставление для студентов ЭМИТ?
– Вы знаете, давать глобальные советы – дело пустое. У каждого человека свой жизненный путь, и мы учимся только на своих ошибках. Скорее по наставлениям можно узнать о сожалениях того, кто эти наставления дает. Тем не менее, раз я уже признался, что жалею, что не говорю на большем количестве языков, я посоветую каждому изучать языки, пока вы молоды. Поверьте, они вам наверняка пригодятся! Это как спорт: спортом полезно заниматься в любом возрасте, но пятидесятилетний будет заниматься им совершенно по-другому и достигнет совсем других результатов, чем
двадцатилетний. Изучение иностранных языков, помимо всего прочего, – это прекрасная гимнастика ума, но сейчас вы сможете достигнуть в ней гораздо большего. Так что, как говорили древние римляне, carpe diem (лат. «лови момент»)!


Немного о Константине Богдановиче от студентов:

«Это невероятно интересный, интеллигентный и добрый человек. Мне нравится, что он готов говорить на абсолютно разные темы и везде будет в своей тарелке. Его приятно просто слушать, особенно приятно получать советы – к ним относишься с особым трепетом и стараешься сразу же применить на практике» (Студентка 3 курса).

«Это разностронне развитый человек. На его парах всегда интересно, потому что они не только про английский язык, а про все сферы жизни. А еще, ты всегда можешь узнать от него последние новости в сфере экономики» (Студент 4 курса).

«Мне нравится учиться у человека, который владеет английским языком, как своим» (Студентка 3 курса).